Макси-скутер Malaguti Spidermax GT500 2008 г.в., 459 см3, 40 л.с., 204 кг, цена 8420 евро Долго не мог сообразить, с чем его сравнить, чтобы описать в двух словах. Нашел: это как огромный розовый «кадиллак-59» эпохи Элвиса Пресли с 320-сильным 6-литровым V-образником, способным разогнать двухтонную махину... максимум до 80 миль в час. Не быстро. Но ради звука мотора и ощущений от езды Можно душу продать
Во всем он - кап полноценный большой байк: 16-дюймовые колеса, тормоза, способные остановить поезд, нетривиальная для скутера конструкция рамы, мощная вилка, габариты, поведение на дороге... Все, кроме двигателя. Только двигатель и трансмиссия выдают в нем скутерную суть. Malaguti Spidermax GT500, как истинный итальянец, противоречив во всем - и это его главное достоинство.
Массивные пластиковые облицовки, которые окружают алюминиевую раму-монокок и заднюю (стальную) часть рамы, создают антураж большого тяжелого круизера, Весь «объем» - из пластика. Но достаточно снять передние детали кузова, как моментально понимаешь, что все это - воздух. Скутер моментально «сдувается", будто пушистый нот, промокший под дождем. Вот почему "мопед" вроде бы огромный, но весит не многим более 200 кг. Хотя выглядит крупнее одноклассников-«японцев". Напомню, сухая масса Suzuki Burgman 650 и Silverwing 600 превышает 220 кг, а самый "спортивный» в категории 500 см3 Yamaha Т-Max весит 203 кг. Еще пару слов о «воздухе». Увидишь "надутый" кузов - тянет затянуть под сиденье, в необъятный «чулан», способный, по инструкции, вместить два интегральных шлема. (Откуда взялась эта единица измерения - определять вместительность багажных полостей шлемами?) Действительно, пара шлемов помещается под седло, но только на них объем и рассчитан: огромный багажник разделен ровно пополам, и получается не одна супер кладовка, а две, в каждую из которых не втиснешь даже рюкзачок с ноутбуком. Приставка в названии «GT» подразумевает, что аппарат предназначен для длительных поездок. Вместительный "диван" рассчитан на двоих, но Spidermax GT500 понравится прежде всего ездокам-эгоистам. Потому что вдвоем на нем комфортно ехать только по выглаженным европейским автобанам. В российских условиях концепция Duo GT (гранд-туризм для двоих) «не работает». Рама - сложная конструкция. Передняя часть сборного монокока - из двух половинок, внутри них проходят все провода и шланги. Задняя часть - стальной подрамник, как на мотоциклах (именно на нем закреплено пассажирское сиденье). Из-за многосоставности рама не настолько жестка, как цельная. С пассажиром, если едешь с настройками подвесок Soft, кажется, что заднее колесо «погуливает», особенно в поворотах. Стоит попасть на подмосковную «бетонку» - и пассажир начинает молить о пощаде: задние амортизаторы через раз «пробивает». Подтянул пружины - перевел настройку на три позиции. Следующему пассажиру езда понравилась. Зато мне она уже не в радость; каждый стык асфальта, каждая выпуклость разметки, каждая ямка «отпечатывались» на позвоночнике. Все же «комфортные» настройки предпочтительней - пусть управляемость не настолько остра, зато ехать приятно... Владельцу «спайдермакса» придется потратить какое-то время на доводку подвесок. Уверен, можно найти компромиссные настройки "дпя двоих". Либо установить более энергоемкие, полностью настраиваемые газовые амортизаторы. Сколько «лошадей» при каждом «выдохе» двигателя вылетает в трубу? Подумать страшно! Все это ради того, чтобы соответствовать нормам Euro-3... Огромный глушитель, оснащенный сверхсовременным катализатором, гасит громоподобный выхлоп 459-кубовой «одностволки». Ровный рокот двигателя не раздражает, даже напротив - вдохновляет еще больше «открыться», чтобы все водители, законсервированные в своих автомобилях, даже сквозь затонированные стекла услышали, что где-то рядом едет крутой «итальянец». Силовой агрегат Spidermax - копия мотора Aprilia Atlantic 500. Специалисты компании Malaguti не стали форсировать движок - ограничились доработкой поршневой, и то только ради того, чтобы повысить ее надежность... "Вопрос из зала": как же так, заявленная пиковая мощность достигается на оборотах за пределами «красной зоны»? Разработчики уходят от прямого ответа и только дают понять; потенциал для тюнинга мотора есть. Смог разогнать GT 500 до 154 км/ч. Когда дошел до порога "150", скутер будто уперся в стену, Я был настырным - еще некоторое время удерживал полный газ, а Spidermax набирал медленно - по 1 км/ч... Интерес к "максималке» пропал. Сверился с GPS, оказалось, цифровой спидометр - не эталон точности: погрешность в его показаниях - где-то 5%, то есть реальная "максималка" - 146 км/ч. Однако, по-моему, она вполне достаточная для прогулочного аппарата. Очекь мягко, просто прецизионно работает центробежное сцепление; "хватает" мгновенно после «открытия» газа, а «отпускает», как только «закрываешь». С резким сбросом газа эффект торможения двигателем не ощутил. Либо за работой сцепления «следит» какая-то система, разводящая валы, либо итальянцы скомпоновали гармоничный набор грузов и пружин вариатора. В любом случае работа узла экономит уйму бензина. Особого разговора заслуживает ультрасовременная начинка машины. Двигатель питается при посредстве системы впрыска топлива от Magneti Mirelli -с полностью компьютерным управлением. Блок контроля обрабатывает не только сигналы от ручки газа, но и снимает показания с датчиков давления выхлопных газов в глушителе, а лямбда-зонд оценивает содержание кислорода в воздухозаборнике. Но это не знакомая многим система «Fly by wire»*, а оригинальная разработка. (К слову, та же Fly by wire стала доступна японским компаниям именно благодаря инновациям компании Magneti Mirelli).
Странно, но все эти технические изыски совсем не ощутимы: временами кажется, что Spidermax со старым добрым карбюратором, Объясню, откуда такое впечатление. В городе скутер невероятно прожорлив - складывается ощущение, будто засорился воздушный фильтр или в баке некачественный бензин: тянет неважнецки. На 11 литрах АИ-95 удается проехать всего 175 км (то есть расход составляет 6,5 л/100 км). Таков побочный эффект работы электроники: топливная смесь постоянно искусственно обогащается, чтобы обеспечить пиковую мощность в любом режиме езды, дате в самом плотном городском потоке. На загородном шоссе Spidermax преображается: на свежем воздухе на тех же 11 литрах скутер проезжает уже 285 километров. Разница-то какая! Система впрыска работает четко, экономия топлива налицо: 3,8 литра - показатель, сопоставимый с расходом какой-нибудь 125-кубовой японской "табуретки"! Приборная панель Spidermax GT 500 - не для среднего ума. "С налету" без инструкции разобраться во всем многообразии выдаваемой бортовым компьютером информации просто невозможно. Итальянские разработчики и здесь дистанцировались от японских канонов. Хотя с ними несомненно удобнее: больше кнопок - проще управление. Принцип Malaguti назову «револьверным» или, если хотите, «барабанным»: есть только одна кнопка, она расположена на правом пульте (причем так, чтобы ее можно было нажимать, не снимая руки с рукоятки газа, прямо на ходу). Удерживаешь клавишу одну секунду - появляется следующая комбинация цифр, удерживаешь три секунды - высвечиваются опции и настройки... Так и кликаешь кнопку, пока не дойдешь до нужной страницы меню. Я насчитал что-то около 20 базовых комбинаций, а ведь «в теле» почти каждой свои настройки... Удобно то, что можно выбрать нужный вам набор данных. Например, хотите узнать - показатель сегодняшнего пробега, время и температуру воздуха - пожалуйста! Или цифровой дублер тахометра и спидометр. Или мгновенный расход топлива, расчет пробега на остатке бензина в баке... И еще те самые два десятка вариантов, которые и не запомнишь. И все - нажатием одной единственной кнопки! Не знаю, испытывали ли итальянцы эту систему, но отвлекаться, кликая во время движения 20 раз одну клавишу, трудно. И опасно.
Тормоза Spidermax GT 500 цепкие - мама не горюй! Однако в каких-то ситуациях это достоинство превращается в свою противоположность: к срыву тяготеет переднее колесо. И вот почему, 2-поршневые суппорты с плавающими скобами готовы молниеносно заблокировать оба 270-мм диена. Тормозная система хотя и комбинированная (при нажатии на левый рычаг срабатывают одновременно передний и задний контуры), но ведь ABS нет, И блокировка происходит внезапно - лишь на чуть снизится коэффициент сцепления покрышки с асфальтом. Эту особенность водителю придется учесть, и я тоже постарался максимально снизить риск экстренного торможения. …Когда пришло время возвращать Spidermax, отдавать скутер сразу не хотелось - машинка «не отпускала". Со мною это впервые за последние лет пять: тянуло прохватить еще километров эдак сто. И хотя на часах уже натикало девять вечера, я предупредил владельца, что задержусь. Пара кругов по Садовому кольцу, погонял по проспектам, набережным.,. Лишь когда сжег почти весь бензин, ничего другого не оставалось - поехал отдавать. Через полчаса уже сидел на своей "Хонде", еще 20 минут - и я в гараже. Километры до дома ничем не запомнились, не зафиксировался момент, как вылезал из-за руля, вынимал ключи из замка зажигания, складывал шлем и перчатки в кофр, закрывал ворота на замок - все автоматически. А вот каждый километр теста Malaguti помню отчетливо.
Скутер предоставил на тест московский мотосапон "РуБайкер".
• * Fly by wire - электронное управление инжектором: ручка газа не связана тросом с си стемой впрыска топлива. Компыотер. получает команды по проводам.