Руководство ГИБДД России находится на финишной прямой перед еще одним нововведением в сфере дорожного движения. На этот раз взгляд дорожной милиции устремился на самый незначительный в процентном отношении сегмент участников движения - на водителей малокубатурных мопедов и скутеров. Согласно заявлению начальника ГИБДД СОБ МВД Виктора Кирьянова, которое он сделал на прошедшем в Петербурге II Международном конгрессе "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни", уже в октябре следующего года водителей скутеров и мопедов будет ожидать сюрприз в виде обязательного прохождения экзаменов на право управлением этого вида транспорта. Разработкой соответствующего законопроекта занимается Минобрнауки РФ, и, возможно, в скором времени документ будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Однако перспектива наличия у каждого скутериста заветной корочки, дающей законное юридическое право управления мопедом обрадовала далеко не всех. В разговоре с корреспондентом ЗАКС.Ру, лидер петербургского скутер-клуба "САМ" Юрий Ворон признался, что "эти права во многом могут снизить популярность скутера как такового". (Согласно действующему своду Правил дорожного движения, скутер, как и любой другой мопед с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров, не является транспортным средством, а следовательно, ни прав, ни других юридических бумаг для права управления не требуется).
Тем не менее, Ворон согласен, что доступ к управлению скутера надо ограничить. "Сейчас импортный мопед стал доступным практически для всех, ограничений к пользованию почти нет. За руль садятся абсолютно неподготовленные люди, порой даже дети,- обеспокоен скутерист, - народу бьется и погибает немеряно".
Кроме минусов, у скутеров есть неоспоримые преимущества: "Плюс любого мопеда - это отсутствие широких карательных мер, нарушать можно все что угодно - штраф будет минимальным",- говорит Ворон. Действительно, согласно все тому же своду ПДД, водители мопедов, впрочем, как и велосипедисты и водители гужевых повозок, могут быть наказаны лишь в двух случаях: за нарушение режима движения, установленного для этих групп и нарушение режима движения в состоянии алкогольного опьянения. Примечательно то, что за саму езду в состоянии опьянения сотрудники ГАИ штрафовать не могут - такой статьи в КоАПе нет. Отсюда следует, что "расстрельная статья" обычных водителей для мопедистов не страшна. А сумма максимального штрафа для малокубатурников настолько мизерна, что "гаишники" даже не обращают на нарушителей никакого внимания: 100-150 рублей - не повод для написания длинных протоколов.
Но просто введением новых категорий прав сложную ситуацию в данной области решить трудно: почти все мопеды (90% б\у), которые ввозятся в нашу страну из-за рубежа, не имеют никаких документов. Максимум, на что может расчитывать покупатель - это на кассовый чек магазина и честное слово продавца, что "с мопедом все в порядке". Других документов государством просто не предусмотрено: нет ни паспорта транспортного средства, ни заводских документов. А сами мопеды ввозятся на территорию Росссии по упрощенной схеме, порою, как вещи широкого потребления, юридически ничем отличаясь от китайских джинсов или итальянских шариковых ручек. Не приходиться говорить и о такой роскоши для скутера, как страховка - ни ОСАГО, ни КАСКО не могут подходить для мопеда по определению. По сути, внедрением новых прав ГИБДД поднимает сразу же несколько серьезных вопросов. Чем же, в конце концов, является 70 килограмм пластика, стали и пары колес в отсутствие четко прописанных в законе критериев понятия "скутер"? Не попадут ли, к примеру, "под раздачу" дачные газонокосилки и мотоблоки, на которых стоят идентичные скутерным двигатели?
Неясно и то, каким изменением подвергнется Кодекс об административных правонарушениях, и каким образом будут караться нарушители. Под вопросом и Таможенный кодекс РФ, в котором нужно будет учесть новые правила ввоза скутеров. Главный вопрос также остается висеть в воздухе. Сколько бюджетных денег будет стоить подобная работа юристов, чиновников и ведомств? Сколько средств будет истрачено на бесконечные согласования, внедрения, корректировки? Четких ответов никто из руководства ГИБДД озвучивать не стал.
Однако все владельцы малокубатурников, с которыми разговаривал корреспондент ЗАКС.Ру сошлись на одной мысли: "Новая государственная затея - это узаконенный рейдерский захват бурно развивающегося сектора бизнеса". В самом деле, если несколько лет назад японский, а уж тем более, европейский скутер на дорогах воспринимался исключительно как недешевая забава, то сейчас это проза жизни городских дорог. За последние несколько лет японская "табуретка" завоевала немалый спрос не только у молодежи, но и у более солидного населения. Экономичность, мобильность и цена (средняя по Петербургу 17 тысяч рублей) это ощутимое преимущество перед другой дорожной проблемой - пробками.
"Уж не хотят ли наши чиновники еще одно "кормление" себе придумать?",- иронизирует лидер "САМ".